Экологическая тропа // Бочкарева Н.Ф. Система экологического образования и воспитания учащихся: Пособие для учителя. - Калуга: Ин-т усоверш. учителей, 1996. - с. 30-32. Организуя путешествия и походы по экологической тропе, учитель стремится выработать у учеников навыки правильного поведения в природе, ознакомить их с растительным и животным миром своего района, воспитывать чувство любви к родному краю. Учебные экологические тропы создаются чаще всего в окрестностях городов и поселков, в ландшафтных заказниках, лесопарках, зеленой зоне, но обязательно на наиболее типичной и доступной территории. Их назначение самое различное в зависимости от местоположения и категории посетителей. Общее у всех маршрутов то, что при помощи специальных знаков и надписей, удается распределить поток людей равномерно, снизив нагрузку на наиболее ценные и уязвимые природные объекты. В то же время эти тропы помогают выполнить одну из самых важных задач — воспитать у людей бережное отношение к природе, экологическую культуру. Тропу чаще всего прокладывают через природные комплексы — лес с широким составом пород, луга или поляны, ручьи или водоемы, овраги и т. д. Протяженность ее может быть от двух до пяти километров в зависимости от того, на какую категорию посетителей она рассчитана — на учащихся или взрослых, отдыхающих или подготовленных туристов. Желательно прокладывать тропы в местах, доступных для посещения в любое время года, при разной погоде, а также, чтобы объекты, подлежащие осмотру, хорошо распознавались по характерным свойствам и оказывали эмоциональное воздействие на наблюдающих. Познавательный маршрут обычно прокладывается по самым интересным, а нередко и уникальным уголкам природы. Оснащение тропы должно соответствовать возрастным особенностям посетителей. По одним тропам нужно ходить с экскурсоводом, по другим — туристы и отдыхающие проходят самостоятельно, руководствуясь буклетом-описанием, специальными знаками, пояснительными щитами. Информационные объекты — щиты и знаки — желательно изготавливать из некрашеных досок. Тексты, рисунки и символы вырезают или выжигают и устанавливают на опоры. По содержанию информационные щиты и знаки могут быть различными. Условно их можно разделить на три группы: информационные (познавательные), инструктивные (призывы, запреты) и эмоциональные (цитаты, стихи). Иногда устанавливается карта-схема тропы с обозначением главных достопримечательностей или щит с кратким обращением к гостям, призывы, свод правил поведения в лесу, краткая информация о тропе. Следует тщательно продумать место установки того или иного щита. Возле ручья — щит о роли чистой воды, на опушке с цветами — об отношении к диким цветущим растениям, в уединенном тихом уголке — о важности тишины. Оптимальное расстояние между щитами зависит от общей протяженности тропы. Опыт использования учебных троп показал, что школьники успешно усваивают материал, познают характер взаимоотношения человека с природой, а следовательно, овладевают навыками культурного поведения в природе. Группы экскурсоводов-школьников старших классов могут и сами вести разъяснительную работу на тропах не только с учащимися младших классов своей школы, но и среди отдыхающих. Необходимо еще раз напомнить учащимся о бережном отношении к лесному богатству, о том, что леса вокруг больших городов называют «легкими города». Действительно, фитонциды, выделяемые деревьями, стерилизуют воздух, и поэтому бактерий там в 300 раз меньше, чем в городе. Лес фильтрует воздух от пыли и промышленных выбросов. Лесная подстилка, поглощая и нейтрализуя радиоактивные вещества, существенно снижает солнечную радиацию. В лесу летом температура на 3,5° ниже, чем в городе, а зимой, наоборот, в нем теплее. Деревья и кустарники значительно гасят шум. В глубине леса даже в сильный ветер полное затишье. Влажность воздуха в нем днем повышается, а ночью снижается. Зеленый цвет хвои и листьев леса благотворно действует на здоровье. Примеры надписей на щитах Родную природу — люби, сохраняй, Горящие спички в лесу не бросай. Лес — народное достояние. Береги лес от огня! Помните, люди, лес — ваш дом! Будьте осторожны в лесу с огнем! Траву не выжигай! В огне гибнут мелкие животные и насекомые. Горящий окурок в лесу не бросай! Зеленое золото — лес сохраняй! Рыбак! После вкусной и сытной ухи Костер свой надежно водой погаси! Из одного дерева можно сделать 1 миллион спичек. Одна спичка может сжечь 1 миллион деревьев. Не засоряйте лес бытовыми отходами. В лес на отдых приезжайте, Но огня не оставляйте. Не заправляйте машину с работающим двигателем.
|