Понедельник, 29.04.2024, 14:02
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Челябинский городской бор [28]
Экология [16]
Статьи косвенно касающиеся городского бора и связанные с вопросами экологии и охраны природы
Лесные пожары [13]
Статьи о лесных пожарах и проблемах борьбы с ними
Форма входа
Поиск
Статистика
Рейтинг@Mail.ru
free counters
Памятник природы
Челябинский городской бор
Главная » Статьи » Экология

Экологическая тропа // Бочкарева Н.Ф. Система экологического образования и воспитания учащихся: Пособие для учителя. - Калуга,1996
Экологическая тропа // Бочкарева Н.Ф. Система экологического образования и воспитания учащихся: Пособие для учителя. - Калуга: Ин-т усоверш. учителей, 1996. - с. 30-32.

Организуя путешествия и походы по экологической тропе, учитель стремится выработать у учеников навыки правильного поведения в природе, ознакомить их с растительным и животным миром своего района, воспитывать чувство любви к родному краю.
Учебные экологические тропы создаются чаще всего в окрестностях городов и поселков, в ландшафтных заказниках, лесопарках, зеленой зоне, но обязательно на наиболее типичной и доступной территории. Их назначение самое различное в зависимости от местоположения и категории посетителей. Общее у всех маршрутов то, что при помощи специальных знаков и надписей, удается распределить поток людей равномерно, снизив нагрузку на наиболее ценные и уязвимые природные объекты. В то же время эти тропы помогают выполнить одну из самых важных задач — воспитать у людей бережное отношение к природе, экологическую культуру.
Тропу чаще всего прокладывают через природные комплексы — лес с широким составом пород, луга или поляны, ручьи или водоемы, овраги и т. д. Протяженность ее может быть от двух до пяти километров в зависимости от того, на какую категорию посетителей она рассчитана — на учащихся или взрослых, отдыхающих или подготовленных туристов.
Желательно прокладывать тропы в местах, доступных для посещения в любое время года, при разной погоде, а также, чтобы объекты, подлежащие осмотру, хорошо распознавались по характерным свойствам и оказывали эмоциональное воздействие на наблюдающих.
Познавательный маршрут обычно прокладывается по самым интересным, а нередко и уникальным уголкам природы.
Оснащение тропы должно соответствовать возрастным особенностям посетителей. По одним тропам нужно ходить с экскурсоводом, по другим — туристы и отдыхающие проходят самостоятельно, руководствуясь буклетом-описанием, специальными знаками, пояснительными щитами.
Информационные объекты — щиты и знаки — желательно изготавливать из некрашеных досок. Тексты, рисунки и символы вырезают или выжигают и устанавливают на опоры. По содержанию информационные щиты и знаки могут быть различными. Условно их можно разделить на три группы: информационные (познавательные), инструктивные (призывы, запреты) и эмоциональные (цитаты, стихи).
Иногда устанавливается карта-схема тропы с обозначением главных достопримечательностей или щит с кратким обращением к гостям, призывы, свод правил поведения в лесу, краткая информация о тропе. Следует тщательно продумать место установки того или иного щита. Возле ручья — щит о роли чистой воды, на опушке с цветами — об отношении к диким цветущим растениям, в уединенном тихом уголке — о важности тишины. Оптимальное расстояние между щитами зависит от общей протяженности тропы.
Опыт использования учебных троп показал, что школьники успешно усваивают материал, познают характер взаимоотношения человека с природой, а следовательно, овладевают навыками культурного поведения в природе. Группы экскурсоводов-школьников старших классов могут и сами вести разъяснительную работу на тропах не только с учащимися младших классов своей школы, но и среди отдыхающих. Необходимо еще раз напомнить учащимся о бережном отношении к лесному богатству, о том, что леса вокруг больших городов называют «легкими города».
Действительно, фитонциды, выделяемые деревьями, стерилизуют воздух, и поэтому бактерий там в 300 раз меньше, чем в городе. Лес фильтрует воздух от пыли и промышленных выбросов. Лесная подстилка, поглощая и нейтрализуя радиоактивные вещества, существенно снижает солнечную радиацию. В лесу летом температура на 3,5° ниже, чем в городе, а зимой, наоборот, в нем теплее.
Деревья и кустарники значительно гасят шум. В глубине леса даже в сильный ветер полное затишье. Влажность воздуха в нем днем повышается, а ночью снижается.
Зеленый цвет хвои и листьев леса благотворно действует на здоровье.

Примеры надписей на щитах

Родную природу — люби, сохраняй, Горящие спички в лесу не бросай.

Лес — народное достояние. Береги лес от огня!

Помните, люди, лес — ваш дом! Будьте осторожны в лесу с огнем!

Траву не выжигай! В огне гибнут мелкие животные и насекомые.

Горящий окурок в лесу не бросай! Зеленое золото — лес сохраняй!

Рыбак! После вкусной и сытной ухи Костер свой надежно водой погаси!

Из одного дерева можно сделать 1 миллион спичек.
Одна спичка может сжечь 1 миллион деревьев.

Не засоряйте лес бытовыми отходами.

В лес на отдых приезжайте, Но огня не оставляйте.

Не заправляйте машину с работающим двигателем.

Категория: Экология | Добавил: Скрэт (06.06.2010)
Просмотров: 1470 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Сайт управляется системой uCozCopyright MyCorp © 2024