Среда, 15.05.2024, 07:52
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Челябинский городской бор [28]
Экология [16]
Статьи косвенно касающиеся городского бора и связанные с вопросами экологии и охраны природы
Лесные пожары [13]
Статьи о лесных пожарах и проблемах борьбы с ними
Форма входа
Поиск
Статистика
Рейтинг@Mail.ru
free counters
Памятник природы
Челябинский городской бор
Главная » Статьи » Экология

Зеленые «легкие» российских городов. Обзор экологии и озеленения в крупных муниципалитетах Привожья, Урала и Сибири
17.06.2009 Служба новостей Росфирм (RF Rosfirm.ru)

Зеленые «легкие» российских городов. Обзор экологии и озеленения в крупных муниципалитетах Привожья, Урала и Сибири

В декабре 1952 года в Лондоне за три дня погибло более 4 000 человек, что в три раза превысило обычную статистику смертности. Причиной стал большой смог, вошедший в историю. Впоследствии англичане исправили ситуацию, и воздух стал значительно чище. В крупных российских городах проблема загрязнения воздуха тоже стоит достаточно остро. Причины всем известны - растущее количество автомобилей, промышленные выбросы и не самая эффективная в плане экологической безопасности планировка городских территорий. Существуют два естественных фактора, способные значительно снизить загрязняющую нагрузку на городскую атмосферу, - это ветер и зелень.Одна из главных особенностей Перми с экологической точки зрения - высокая доля зеленых насаждений: 50,6 % при общей площади города около 800 кв. км. Немалую часть занимает площадь водных объектов - 60,4 кв. км.Генеральным планом развития города до 2025 года предусмотрено «обустройство парков, лесопарков, зон водного отдыха на водоемах», а также организация специализированных парков. На разбивку парков и скверов в строящемся микрорайоне Академический, например, планируется потратить 1 млрд рублей.

В данном обзоре РИА «ФедералПресс» и экспертного информационного канала «УралПолит.Ru» кратко рассматривается нынешнее состояние воздуха ряда крупных городов Приволжья, Урала и Сибири вкупе с их «зелеными зонами» - парками, скверами, лесными массивами.

Недавний, «докризисный» скачок в развитии экономики ударил по экологии крупных городов. Наращивание промышленных мощностей, рост автопарков в связи с улучшением благосостояния граждан, активная застройка на территории муниципалитетов не самым благоприятным образом сказались на городском воздухе. Пусть большие города и являются весьма «прибыльным» местом, но не всегда комфортны из-за пробок, заводов, перенаселенности.

Настоящей отдушиной без суеты, шума и выхлопных газов для горожан становятся леса и парки, находящиеся в черте города. И тут у каждого города капитал разный - в одних местах асфальто-бетонные джунгли плотно зажаты среди окрестных лесов, в других - свободно перемежаются друг с другом.

Лесными и парковыми территориями в городах заведуют муниципалитеты. Для одних городов засаженные деревьями площади - потенциальная строительная площадка, а для других - «легкие» города, за которыми ведется тщательный уход.

«Крупные города находятся в разных условиях - где-то исторически лесов и парков больше, где-то меньше. Точно так же и по экологической ситуации - промышленные города загрязнены сильнее других. Но у всех одна большая проблема - автомобильные выхлопы», - рассказал «ФедералПресс» глава общественного совета при Росприроднадзоре России, председатель координационного совета Всероссийского общества охраны природы Константин Цыбко.

По его словам, лучше всего ситуация по озеленению обстоит там, где традиционно много лесных территорий, за которыми ухаживают. «Конечно, везде машины и заводы, это понятно, но очень много хороших зеленых зон в Перми, Сургуте, южных городах», - говорит Константин Цыбко и добавляет, что городским и региональным властям в природоохранной работе весьма помогла бы помощь общероссийской экологической организации, имеющей серьезный авторитет. «К сожалению, такой организации пока нет, но работа по ее созданию, по консолидации экологических движений в стране активно ведется», - уточняет общественный деятель.

Как показал обзор по представленным городам, основным загрязнителем, даже в ярко выраженных промышленных городах, является автомобильный транспорт, «грязный» вклад которого в атмосферу доходит до 90 %. Но очевидно, что пагубное влияние автомобилей на городской воздух касается всех достаточно крупных городов. Конечно, в последнее время постепенно внедряются технологии производства топлива и двигателей, наносящих меньший вред окружающей среде, ведется борьба с пробками в виде строительства новых дорог и развязок, но рост автопарков все же опережает все усилия властей по минимизации вреда экологии. И естественные буферы в виде зеленых насаждений - во многом главный инструмент уменьшения загрязнения окружающей среды, создаваемой машинами.

Ниже представлена статистика, где соотносится площадь зеленых насаждений и количество автомобилей. Как видно из таблицы, лучше всего дела в данной пропорции обстоят в Перми, Челябинске, Сургуте, Казани и Уфе. Хуже всего - в Тюмени, Иркутске и Нижнем Новгороде. Конечно, автомобильный фактор - не единственный для экологического состояния атмосферы, но расклад очевиден.





Город
    

Площадь города (кв. км)
    

Площадь зеленых насаждений (кв. км)
    

% зеленых насаждений по отношению к площади города
    

Кол-во автомобилей на 1 000 человек (данные 2008 года)

Нижний Новгород
    

410
    

70
    

17,07 %
    

213

Казань
    

425
    

98
    

23,06 %
    

209

Уфа
    

754
    

226
    

29,97 %
    

254

Пермь
    

800
    

405
    

50,63 %
    

185

Екатеринбург
    

490
    

125
    

25,51 %
    

290

Челябинск
    

530
    

122
    

23,02 %
    

188

Тюмень
    

235
    

33
    

14,04 %
    

374

Курган
    

390
    

63
    

16,15 %
    

н/д

Сургут
    

210
    

98
    

46,67 %
    

378

Иркутск
    

776
    

62
    

7,99 %
    

246

 

Нижний Новгород

Нижний Новгород - миллионник, крупный промышленный центр, поэтому неудивительно, что состояние воздуха далеко от идеального. Как и в любом большом городе, загрязненность отличается от района к району. Наиболее чистым местом является т. н. «Зеленый город» - курортная и лесная зона, административно входящая в состав муниципалитета. Относительно чистой является нагорная часть, где располагается исторический центр города. Самая неблагоприятная ситуация в заречной части города, состоящей и спальных районов и промзон.

Основной вклад в загрязнение нижегородской атмосферы вносит автомобильный транспорт (83 %). Значительные выбросы промышленных предприятий, благодаря розе ветров, в основном не затрагивают город. Однако при попутном ветре Нижний Новгород накрывается не только промышленным смогом, но и оказывается в токсичном дыму горящего Игумновского полигона. Осуществление планов по закрытию и рекультивации крупнейшей в Европе свалки твердых бытовых отходов пока нельзя назвать успешным.

Весьма пагубно на состоянии атмосферы сказывается постепенное сокращение лесного и паркового фондов, усугубляющее дефицит зеленых зон. «Зеленых насаждений в городе значительно меньше нормы. За последние 20 лет нет тенденции к увеличению, может, только наоборот - к уменьшению», - рассказал директор экологического центра «Дронт» Асхат Каюмов. По его словам, парки и скверы есть во всех районах Нижнего Новгорода, но расположены они неравномерно. В центре города насаждений не хватает, в отличие от окраинных районов.

«Нашим фондом регулярно проводятся посадки новых деревьев. Но главная проблема города в том, что катастрофически не хватает мест посадок. Раньше был принят доклад, который гласил, что если срубается одно дерево, то на его месте сажается два других. Особенно ярко эта проблема выражена в центре города, там физически негде сажать», - обрисовал ситуацию Асхат Каюмов, уточнив, что власти стоят перед постоянной дилеммой - когда на ограниченной площади нужно и строить, и сажать. В конечном итоге предпочтения отдаются строительству. При этом проблем с финансированием особо нет - дело лишь в приоритетах власти.

Казань
Казань расположена на левобережье реки Волги по обеим сторонам реки Казанки. Главный загрязнитель воздуха - автомобильные выхлопы.

В Казани 11 критических зон и 3 зоны риска. В частности, к зонам риска с максимальными концентрациями загрязняющих веществ относится северная часть Казани, где действуют крупные источники загрязнения. Ситуацию усугубляет недостаточная (практически вдвое) по нормативам площадь озеленения города.

При этом в городе ведется активная по сравнению с другими крупными городами работа по озеленению. В 2008 году высажено 38 тыс. крупномерных деревьев и саженцев и 44 тыс. кустарников.

По словам замглавы пресс-службы мэрии Казани Лаззата Хайдарова, в городе крайне не хватает зеленых зон - их всего 20 % от нормы. «Зеленая зона преобладает в центральной части города, т. к. это то, что сохранилось с построек и засаживания города еще до 60-х годов, а после 80-х, и особенно в новых районах, озеленения не хватает», - рассказал представитель пресс-службы. По его словам, с 2006 года мэрия ежегодно пытается сажать минимум по 30 тыс. деревьев, чтобы довести уровень озеленения до 25 %.

Лаззат Хайдаров также рассказал, что, как правило, в апреле ежегодно проходит месячник санитарной очистки лесов, а несанкционированные свалки убираются еженедельно. При этом сами жители города также принимают участие в уборках и субботниках.

 Уфа
Башкирия в целом лесами небогата - много пахоты. Но сама республиканская столица, вытянутая в междуречье рек Белая и Уфа, находится среди небольших лесов. В городе развита нефтепереработка, химическая промышленность и машиностроение. Несмотря на серьезную нагрузку на атмосферу, в последнее время наблюдается сокращение выбросов, в том числе за счет перевода автотранспорта на газ.

Естественным биофильтром атмосферного воздуха являются зеленые насаждения города, занимающие 30 % территории Уфы, в составе которых 17 парков, 5 садов, 93 сквера и 115 бульваров.

Для увеличения площади зеленых насаждений в местах общего пользования в Уфе в 2007 году высажено 68 тыс. деревьев, в 2008-м - более 47 тыс.

В целях улучшения состояния окружающей среды и повышения уровня экологической безопасности населения на территории города реализовываются городские экологические программы «Экологическая программа г. Уфы на 2003-2010 гг.» и «Экология и природные ресурсы г. Уфы на 2004-2010 гг.». В 2007 году в рамках программы было выполнено 31 мероприятие с бюджетом 673 млн рублей (из них 102 млн рублей выделено городским бюджетом).

Пермь
Как и в других крупных городах, атмосфера краевого центра испытывает большую нагрузку со стороны промышленности, в особенности автотранспорта. Но большое количество зеленых площадей и меньшее количество автомобилей на душу населения все же делают город более привлекательным в данном аспекте по сравнению с остальными рассмотренными муниципалитетами.

В Перми расположено 3 особо охраняемые природные территории регионального значения: Государственный ботанический сад им. профессора А.Г. Генкеля, ботанический памятник природы «Липогорский», резерват ели сибирской (Мотовилихинское лесничество Пермского лесхоза). Кроме того, на территории Перми существует 8 особо охраняемых природных территорий местного значения.

В 2008 году на обновление парков, садов, скверов выделено 92 млн рублей. В течение 2009 года администрация Перми планирует завершить реконструкцию пяти пермских скверов и парков. Для решения этой проблемы разработана городская программа «Организация и обустройство мест массового отдыха жителей города Перми», на реализацию которой в 2009 году направляется более 100 млн рублей.

Существенной проблемой до недавнего периода было загрязнение воздуха в городе транзитным транспортом, однако в течение последних нескольких лет строительство объездных дорог (Южный и Восточный обходы Перми) позволило почти в 4 раза сократить количество автомобилей, следующих через центр города.

В последнее время в Перми уделяется большое внимание развитию экологических видов транспорта - это и городской электротранспорт, и велосипеды. Для велосипедистов на центральных улицах города выделяются специальные полосы для движения, у Пермского госуниверситета открыта первая в городе велопарковка.

На озеленительные работы в текущем году городские власти привлекают участников общественных работ по программам «Зеленая улица» и «Уютный двор». В Перми также проходит экологическая акция «Зеленый марш», направленная на озеленение территорий детских садов.

Декан кафедры лесоведения Пермской государственной сельскохозяйственной академии Кирилл Малеев отметил, что в последнее время Пермь значительно улучшила свои позиции в сфере защиты природы и озеленения.

Екатеринбург
Специфика ситуации с «зелеными зонами» в Екатеринбурге обусловлена двумя основными факторами - исторически сложившейся отраслевой структурой городской экономики и новейшей градостроительной политикой.

Екатеринбург является центром многих отраслей промышленности - металлургической, машиностроительной, химической, перерабатывающей и т. д., что неизбежно сказывается на экологической ситуации в городе. Однако при активном промышленном строительстве, которое развернулось в 1920-1930 гг., этот аспект был учтен. До недавнего времени ситуация с природными территориями была удовлетворительной.

Как указывают официальные документы городской администрации, в список природных территорий города входит водно-зеленый диаметр реки Исеть с Верх-Исетским, Нижнеисетским, Городским и Парковым прудами, леса и 14 лесопарков общей площадью 12,5 тысяч га, а также внутригородские озелененные территории - Центральный парк культуры и отдыха им. Маяковского, Исторический сквер, Дендропарк, парки Зеленая Роща, имени Энгельса, имени Павлика Морозова и детский парк Дома творчества учащихся.

Отметим, что, согласно установленным нормам, этого количества недостаточно. Согласно ГОСТу, на 1 тысячу жителей города должно приходиться 20-25 гектаров парков. Исходя из численности населения Екатеринбурга в 1,4 миллиона человек общая площадь лесопарков должна сейчас составлять 28 тысяч гектаров, что более чем в два раза превышает существующий показатель.

Между тем в действительности современная градостроительная политика властей Екатеринбурга не только не увеличивает площадь скверов и парков, но и урезает существующую. Ученый секретарь Ботанического сада УрО РАН Вадим Галако пожаловался корреспонденту «УралПолит.Ru»: «Каждый год Ботаническому саду приходится бороться за сохранение своей территории. Администрация требует выделить под свои нужды то один гектар территории сада для строительства объездной дороги, то пять гектаров для прокладывания ЛЭП». Научный сотрудник Ботанического сада УрО РАН Екатерина Бакланова поддержала коллегу: «Генеральный план города - это документ или нет? Четыре года назад во время его презентации специалисты Главархитектуры широким жестом показали на плане места для новых парков и скверов. Я спрашиваю вас - где они?»

Отметим, что с развитием уплотнительной застройки в последние годы территория внутригородских парков постоянно сокращается. По свидетельству депутата городской думы Максима Петлина, в 2008 году примерно на 20-30 % был вырублен Юго-Западный лесопарк.

Челябинск
Челябинск - типично индустриальный город. Более половины городского промышленного производства приходится на черную металлургию. Уровень загрязнения атмосферного воздуха в Челябинске до настоящего времени остается высоким и формируется под влиянием выбросов предприятий чёрной и цветной металлургии, энергетики, машиностроения, предприятий стройиндустрии и автотранспорта.

Мэр Челябинска Михаил Юревич заявляет, что основной источник загрязнения мегаполиса сейчас не промышленные выбросы, а автомобильные выхлопы. На их долю приходится более 50 %. Администрация проводит работу по расширению дорог и развязок, что составляет экологическую направленность - чем меньше автомобиль простоит в пробке, тем меньше выбросов будет.

В городе Челябинске насчитывается 5 городских и районных парков, 3 сада, 128 скверов, 19 бульваров. На территории города расположены два уникальных бора - Челябинский и Каштакский, которые относятся к ценным лесам и являются памятником природы областного значения и занимают площадь 3 853 га. В 2005 году образована первая особо охраняемая территория местного значения - «Дуб черешчатый» в Ленинском районе города.

Одним из решений проблемы загрязнения воздуха сегодня является озеленение города. Всего в 2008 году в Челябинске высажено 8 491 дерево (на 14 % больше, чем в 2007-м). При посадке предпочтение отдается ценным породам деревьев.

Депутаты гордумы считают, что объемы жилищного строительства требуют интенсивного развития. Это и перевод части земель из одной категории в другую. В основном это будет касаться неиспользуемых площадей сельскохозяйственного назначения, прилегающих к Челябинску. На территории города возможны небольшие изменения правового зонирования, в малой степени затрагивающие зеленые зоны.

Курган
Столица Зауралья город Курган расположен на левом берегу главной реки региона, Тобола, и окружен лесами.

Основными экологическими проблемами Кургана являются высокий уровень загрязнения атмосферы и захламление городских лесов несанкционированными свалками мусора. И это притом, что за последние 10 лет объем вредных выбросов сократился в 2 раза.

Полных и точных данных об общей площади зеленых насаждений нет: полномочия (и сбор информации) разделены по разным ведомствам. Например, работа по составлению реестра объектов благоустройства началась только с 1 января 2009 года, когда МУ «Городская инспекция по земельным отношениям и охране окружающей среды» получило полномочия по всем вопросам озеленения в городе. В городе только начали разрабатывать паспорта на парки и скверы, газоны с целью инвентаризации насаждений, чтобы их пересчитать и определить объем финансирования на их текущее содержание. А городские леса - это компетенция другого органа - управления земельными ресурсами. Здесь весь комплекс вопросов поручен одному специалисту.

Гордума приняла в 2007 году положение о порядке управления лесами на территории города Кургана, утвержден лесохозяйственный регламент, в 2009 году - правила по созданию, содержанию, учету и охране зеленых насаждений на территории города. Муниципальных целевых программ по благоустройству зеленых массивов нет.

В программе социально-экономического развития Кургана на 2008 год и последующие годы есть абзац про «озеленение городских территорий, разработку планов озеленения города, замену старых и аварийных деревьев, организацию новых скверов, обустройство газонов и цветников».

Фактически, по признанию начальника отдела городской инспекции по земельным отношениям и охране окружающей среды Александра Галушки, проблема озеленения города сейчас очень обострилась. Курган активно озеленяли в 60-е годы, теперь старые деревья надо менять, они падают (например, на прошлой неделе крупная ветвь тополя повредила частный автомобиль, владелец оформляет иск в суд на администрацию), но денег на снос, обрезку не хватает. До сих пор не выполнены заявки жителей 2006 года на снос старых деревьев. Имеются проблемы с финансированием.

Всего на 2009 год в бюджете выделено на посадку саженцев 625 тыс. рублей (в 2008-м - 96 тыс. рублей, в 2007-м - 11 тыс. рублей).

По последним доступным данным, при норме в 6 кв. м на одного жителя в Кургане насчитали 0,45 кв. м зелени на горожанина.

Тюмень
Тюмень расположена на Западно-Сибирской низменности на берегу реки Туры (приток Тобола). Со всех сторон окружена смешанными лесами, на севере местность становится более болотистой.

Основным фактором загрязнения атмосферы Тюмени городские экологи считают автотранспорт. В последние несколько лет автопарк Тюмени растет на 15-18 % в год. По мнению координатора коллегии экологов общественного совета Тюмени Альберта Фахрутдинова, автотранспорт обеспечивает до 90 % выбросов вредных веществ в атмосферу и только 10 % приходится на долю предприятий.

Площадь зеленых насаждений в Тюмени составляет 2 440 га. По мнению городских экологов, это очень мало. «На каждого жителя приходится 2,3 кв. м парковых территорий, это в 10 раз меньше, чем по генплану Тюмени и в 5 раз ниже установленных нормативов. Например, в Москве на каждого жителя приходится 23 кв. м зеленых насаждений, в Европе - в среднем 16 кв. м. Конечно, в генплане города есть строчка, согласно которой к 2025 году необходимо довести показатель до 23 кв. м, однако пока это не выполняется. Для того, чтобы ситуация с зелеными насаждениями изменилась в лучшую сторону, необходимо, во-первых, провести инвентаризацию всех парков и скверов города, во-вторых, составить грамотную программу озеленения в соответствии с генпланом и, в-третьих, четко прописать источники финансирования. Ими могут стать бюджетные средства, деньги инвесторов, а также средства, которые нужно выплатить по старым обязательствам. Имеются в виду обязательства, которые берут на себя застройщики в случае вырубки зеленых насаждений на месте строительных площадок. 90 % таких обязательств до сих пор не исполнены», - рассказал Альберт Фахрутдинов

Зелеными насаждениями Тюмени занимаются в рамках реализации ведомственной целевой программы «Основные направления развития охраны окружающей среды города Тюмени». Основой программы является обеспечение благоприятной окружающей среды на территории города Тюмени. Финансирование программы составляет 119 796 тыс. рублей, в том числе на 2007 год - 42 295 тыс. рублей, на 2008 год - 38 431 тыс. рублей, на 2009 год - 39 070 тыс. рублей.

Сургут
Сургут - один из старейших городов ХМАО-Югры. И по количеству зеленых насаждений занимает в регионе одну из лидирующих позиций. Основным загрязнителем воздуха, как и во многих других городах, выступает автотранспорт. Имеющаяся в городе промышленность практически не оказывает влияние на состояние атмосферы.

«У нас во всей Западной Сибири примерно одна и та же картина. Ханты-Мансийск выбивается климатически - он изначально более зеленый. У нас города насыпные, на песке, а понятно же, что на нем сложно что-то вырастить. У нас на это тратятся колоссальные деньги, на озеленение. И причем если запустить эту работу хотя бы на год, то все труды пойдут насмарку. У нас так называемая вертовая эрозия - это самый негативный фактор для зелени. Плюс мы находимся в пойменной части реки Оби, на песке», - рассказал начальник сургутского территориального управления охраны окружающей среды Виктор Ольков. По его словам, основной очиститель воздуха - это ветры.

«Дефицит зеленых насаждений есть всегда: город строится и, конечно, в новых районах зеленые зоны не успевают расти вслед за растущими микрорайонами, не догоняют их. Что касается качества - денег у нас достаточно на это выделяется, в этом плане все нормально, власти хорошо работают. Что же по мусору, по клещевой обработке - это в нашей зоне ответственности: мы следим всегда, чтобы эта работа выполнялась. Мусор своевременно вывозится, противоклещевая обработка ежегодно регулярно проводится. Сложности, правда, есть с близлежащими зелеными зонами рядом с городом - лесами, которые входят в черту города. Там есть проблема несанкционированных свалок - предприниматели, например, мусор туда вывозят», - уточняет сургутский эколог.

В городе реализуется городская программа «Экология» до 2012 года, а также программа озеленения «Кедр».

Иркутск
Иркутск расположен на берегу Ангары, примерно в 90 километрах от озера Байкал. Областной центр окружают пригородные леса, сравнительно недалеко от города начинается граница Прибайкальского национального парка, а кроме того, водоохранные зоны Ангары и Байкала, которые хотя и претерпели значительное антропогенное воздействие, тем не менее располагают приличными лесными массивами.

Тем не менее в самом городе на одного жителя областного центра приходится всего 6 кв. м зеленых насаждений. Это в три раза меньше нормы. Между тем Иркутск стабильно входит в число городов с самой неблагоприятной экологической обстановкой, главным образом из-за высокой концентрации выхлопных газов автомобилей.

В мэрии разработан долгосрочный план озеленения до 2012 года, в который, по словам главного дендролога Иркутска Надежды Кузьменковой, входят мероприятия по благоустройству города, включая разбивку газонов и посадку деревьев. Таким образом, городская администрация намерена к 2012 году довести количество зеленых насаждений до 10 кв. м на человека.

В Иркутске также приняты правила создания, содержания и охраны зеленых насаждений, в которых прописана обязанность организаций, ведущих стройки, ремонт коммуникаций и дорог, высаживать деревья взамен тех, что пришлось срубить. Причем деревья на замену должны быть зрелыми растениями, а не саженцами. Большинство предприятий эти предписания выполняют, но формально, поэтому приживается незначительная часть восстановительных посадок.

Однако биологи Ирку
Категория: Экология | Добавил: Спантчбоб (17.06.2009)
Просмотров: 1500 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Сайт управляется системой uCozCopyright MyCorp © 2024